- Полоса препятствий психологическая
- Участок территории (имеется опыт создания ППП и в учебных помещениях, спортивных залах) с объединенных в единый комплекс последовательно расположенных на расстоянии 3-5 метров друг от друга учебных позиций, типичных для деятельности сотрудника ПОО. Это бывают: извилистый коридор, проход с дверями, забор, завал, лестница, подвал, подземный лаз, яма, яма с водой и перекинутым через нее бревном или качающимся мостиком, окно, дымоогневая позиция, карниз на высоте 3-4 метра, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др. Сотрудники обучаются успешно преодолеть все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными, применяются переносные препятствия (заборчик или стенка высотой 1-2 метра, щит с оконным проемом, набросанные ветки, куча автомобильных покрышек и пр. Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо когда есть две параллельные линии препятствий, что позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.
Упражнения на полосе усложняются прохождением ее: без отдыха несколько раз, вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 5-15 секунд), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.,, имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях – в сумерки, темноте (плохо просвечивающая повязка на глазах), контрастах света и темноты, при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде.
Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические применяются дополнительные учебные задания: оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести «пострадавшего» из огня или имущество (тяжелые предметы), быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе в разных местах скрытно располагаются 2-3 помощника руководителя занятий – имитатора), изучать обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возращении, запоминать все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи и плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные лиц, встретившихся по пути следования или вывешенных портретов).
Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.